Новый Министр инфраструктуры Александр Кубраков рискует с первых дней работы испортить репутацию, окружив себя людьми, которых ему навязывает “дорожный картель”. Александра Каву, Ивана Федорко и Сергея Подгородецкого, чьи фамилии звучат в прессе, объединяет одна неприятная деталь -- связь с Россией и людьми Януковича.
О том, что кадровый вопрос будет самым сложным для бывшего руководителя “Укравтодора”, эксперты заговорили еще как только появились первые слухи о назначении Александра Кубракова вместо Владислава Криклия.
В многопрофильном хозяйстве МИУ, которому подчиняются порты, аэропорты, связь, дороги, многое другое и многострадальная “Укрзализныця” - все настолько сложно, что даже чиновник с большим опытом работы не сможет до конца разобраться в хитросплетении интриг и многообразии интересов.
Возглавляя “Укравтодор” (с ноября 2019-го), Кубраков был в достаточно комфортных и понятных ему условиях, учитывая поддержку “Большого строительства” со стороны Кабмина и Офиса Президента.
Но капитальный ремонт дорог, по сравнению с масштабами Мининфраструктуры - узкий сегмент. А в последнее время — еще и “закрытый клуб”, представленный несколькими компаниями -- крупнейшими подрядчиками строительных работ. Так называемый дорожный «картель».
Гороскоп на тиждень 25 листопада – 1 грудня для всіх знаків Зодіаку: Львів обдурять, Овни витратить сили, а Водолії мають слухати себе
Приємна несподіванка: в Україні почали знижуватись ціни на деякі овочі
Податкова перевіряє українців за кордоном: що вже відомо
Зміни в правилах обміну валюти: заначка може перетворитися на розчарування
Ошибочно считать, что аппетиты “картеля” ограничены только укладкой асфальта. Кое-кого привлекают и железнодорожные перевозки. “Укрзализныця” - слишком лакомый кусок, чтобы не постараться взять ее под “опеку”. Для достижении этой цели начинающего министра начали системно окружать “коррупционными нянями” под видом опытных специалистов.
И первая такая “няня” уже назначена. Штатным советником министра инфраструктуры стал Иван Федорко. Информагентство РБК-Украина пишет, что он имеет 30-летний опыт работы и руководства двумя самыми загруженными железными дорогами - Приднепровской и Юго-Западной. В 2015 году перешел на должность и.о. заместителя гендиректора "Укрзализныци". В том же году был назначен исполняющим обязанности начальника Приднепровской железной дороги. В 2016 году возглавлял грузоперевозки УЗ.
В этой позитивной характеристике отсутствует очень важная деталь - Войцех Балчун уволил Федорко из “Укрзализныци” после того, как, находясь в нетрезвом состоянии за рулем Audi Q7 (госномер АА 7100 РР), он врезался в автомобиль фотокорреспондента издания LB.ua Максима Левина. Журналист, его жена и двое детей получили серьезные травмы.
Советник главы МВД, тогдашний нардеп Антон Геращенко написал в Facebook, что пьяный Федорко не только сбежал из больницы, где должны были проводить освидетельствование на алкоголь, но и курирует вопросы подачи вагонов для поставок угля с оккупированных территорий, "что и является основным источником его доходов".
На самом деле не только “кровавый уголь” - был источником доходов Федорко, позволивших ему построить дворец под Киевом и сделать дочку миллионершей в 19 лет. Незадекларированная Audi Q7, на которой он совершил ДТП, по данным журналистского расследования - это подарок хозяин автосалона «Ауди Центр Одесса Юг» Максима Шкиля — до 2014 года лидера молодежного крыла «Партии регионов», организации «Молодые регионы». А ныне одного из представителей дорожного “картеля” — хозяина группы компаний “Автострада”.
Вот собственно и секрет назначения Федорко. Если Кубраков думает, что в планах его советника — помощь в реформировании “Укрзализныци”, то он глубоко ошибается. Федорко хочет вернуться на хлебное место грузовых перевозок в УЗ, где может быть крайне полезен Шкилю, у которого, кроме “Автострады” есть еще и "Первая логистическая компания", занимающаяся грузоперевозками по железной дороге. В СМИ ее называют “пророссийской”.
Хотя в полной мере этому определению соответствует другая фирма, чьи интересы так же лоббировал Федорко -- ООО «Первая грузовая компания», которая теперь называется ООО «Вторая грузовая компания в Украине». Это де-факто дочернее предприятие РЖД, за которым стоят грaждaне РФ Влaдиcлaв Лeбeдь и Стaниcлaв Лecникoв, а так же чиновник времен Януковича Сергей Шут, которого с помощью Федорко пристроили советником в “Укрзализныцю”. В 2016-ом у них были масштабные обыски. Узнаете схему “коррупционных нянь”?!
Кроме Федорко, окружить “заботой и вниманием” главу МИУ хотят бывший советник ныне арестованного за коррупцию главы “Укравтодора” Славомира Новака Александр Кава и бывший сотрудник СБУ, экс-глава Центра транспортной логистики (ЦТЛ) Сергей Подгородецкий.
Вечный советник Кава, который работал при АП Виктора Януковича консультантом по реформированию транспортной отрасли в Координационном центре экономических реформ, мечтает стать замминистра (а, по сути, теневым министром), позиционируя себя как выдающегося теоретика-транспортника.
В 2014 году он принес свои наработки, написанные при Януковиче, молодому министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому, и тот взял его заместителем. Но вскоре пожалел, потому что парламентарии собирали подписи под петицией об увольнении Кавы, а в стенах Верховной Рады скандировали «Каву – геть!».
Причина — его скандальные заявления российскому изданию Pravda.RU, что “кашу в украинском противостоянии на Донбассе заварил не Путин”, и “все прекрасно понимают, откуда пошла эта волна, чьи политики открыто ездили на Майдан”. А теперь “винят во всем Путина, но если так подходить, то это не поиск виновного, а назначение виновного”.
Удивительно, что после таких откровений, Кава не сел в тюрьму, а советовал Балчуну в УЗ и Новаку в “Укравтодоре”. Именно во время работы у Новака он привлек внимание “дорожного картеля” рассуждениями о том, что “на капремонт дорог в Украине нужен триллион гривен” и можно достать их у международных организаций.
В результате его внедрили заместителем министра финансов Сергея Марченко. Но Марченко в лучших аппаратных традициях обыграл Каву, поставив главой набсовета в Государственное ипотечное учреждение. Место, прямо скажем, гиблое, учитывая, что ГИУ не смогло разместить облигации на 2 млрд. грн даже под госгарантии и рассчитаться по ранее выпущенным облигациям, чем, кстати, рушит мечту президента запустить массовую ипотеку под 7% годовых. Понимая это, Кава торопится сбежать из Минфина в МИУ, и подсовывает Кубракову тот же самый “реформаторский проект”, которым он когда-то “соблазнил” Пивоварского.
В связке с Кавой и Федорко пытается вернуться на УЗ и Сергей Подгорецкий, который на данный момент является консультантом (а проще говоря -- “стукачем”) при Временной следственной комиссии Верховной Рады по расследованию ситуации в «Укрзализныци».
В 2018-2019 гг Подгородецкий был директором Центра транспортной логистики УЗ и прославился коррупционной схемой ручного распределения вагонов за “мзду”, для чего отменил работу автоматической системы в условиях сезонного дефицита. Кроме этого, он обложил данью всех отправителей зерновых грузов, шантажируя их несогласованием и необеспечением заявок на перевозки во время сбора и вывоза урожая.
Самое забавное, что и тут не обошлось без российского следа и тени Януковича: до того как перебраться на железную дорогу Подгородецкий, работал в авиации. Его, как бывшего заместителя гендиректора «Львовских авиалиний», связывают с искусственным банкротством этой авиакомпании. Далее он засветился в дочернем предприятии турецкой авиакомпании Atlasjet Havacılık A.S., которая имеет официальное представительство в аэропорту “Симферополь” захваченного Россией Крыма. По данным СМИ, на самом деле «Атласджет Украина» был создан в конце сентября 2013 года на деньги семьи Януковича, с целью передела рынка авиаперевозок.
Что за удивительное совпадение -- все три “коррупционные няни”, которые подтягиваются к “Укрзализныце”, так или иначе связаны с “регионалами”, беглым президентом и российскими интересами. Хотелось бы знать, что по этому поводу думает СБУ, учитывая стратегическое значение УЗ для экономики и безопасности государства?