Водительские права снова можно будет купить, как во времена существования ГАИ. Именно такой "зеленый свет" для коррумпированных правоохранителей предоставляет недавно опубликованный на официальном сайте МВД Украины проект постановления»о внесении изменений в некоторые постановления КМУ". Об этом пишет Антикор.
Этим документом значительно упрощается процедура проведения практических экзаменов водителей в сервисных центрах МВД. Какова цель на самом деле? Что меняется и чьи интересы за этим стоят?
Так, 07.12.2009 года Приказом МВД №515 была утверждена Инструкция о порядке приема экзаменов для получения права управления транспортными средствами и выдачи удостоверений водителя.
Согласно п. 7 III раздела инструкции, прием практического экзамена проводится в два этапа:
первый этап практического экзамена на площадке для обучения с начального управления ;
второй этап практического экзамена в условиях дорожного движения на определенных ТСЦ МВД маршрутах (за исключением проверки навыков управления транспортными средствами категорий A1, A, B1).
Выполнение части экзамена именно на специальном экзаменационном площадке гарантия: соблюдения требований безопасности; соблюдение равных условий экзамена для всех учащихся; минимизации коррупционных рисков среди представителей сервисных центров; обеспечивает открытость проведения экзамена и наличие общественного контроля со стороны посторонних лиц, которые могут беспрепятственно наблюдать за сдачей экзамена.
Начиная с 2020 года территориальные сервисные центры МВД внедрили видеокамеры для фиксации практического экзамена. Таким образом, брать взятки за успешную сдачу экзамена стало сложнее.
А потому уже в январе 2021 года Главный Сервисный Центр (ГСЦ) подготовил постановление, которая по официальной версии должна была имплементировать некоторые нормы Директивы Европейского Парламента и Совета 2006/126/ЕС от 20 декабря 2006 года. Отдельные коды этой директивы вносятся в водительское удостоверение и техпаспорт на авто. Такая инициатива подавалась как хорошее намерение, несмотря на то, что расходами государственного бюджета не была предусмотрена.
Мотивируя основную цель проевропейских стандартов Постановления, уполномоченным лицам ГСЦ пришло в голову добавить в проект такой пункт:
«Прием практического экзамена для проверки навыков управления транспортными средствами категорий В, С1, С, D1, D проводится исключительно в условиях дорожного движения на определенных территориальным сервисным центром МВД маршрутах».
Этот пункт, по сути, отменяет этап сдачи практического экзамена на площадке. А это значит "развязанные руки" для экзаменаторов и руководителей сервисных центров. Конечно, когда экзамен принимается только на дорогах города, то гораздо легче скрыть лояльность к ученику, который пообещал (согласился) инструктору неправомерную выгоду. При этом, можно сделать это разными маршрутами. Можно, например, поехать по легкому маршруту (например, по прямой, малопроезжей дороге, где отсутствуют камеры видеонаблюдения). Вторая коррупционная составляющая: ни коллеги инструктора, ни другие ученики не смогут контролировать процесс сдачи экзамена, а значит, любой мониторинг прозрачности и законности составления практической части экзамена водителей не представится возможным.
Кроме того, упрощение процедуры сдачи практического экзамена водителей несет общественную опасность. Постановлением предлагается ученикам, которые впервые получают удостоверение водителя (лицам кат. В, С) сдавать экзамен в условиях города, что создает угрозу жизни и здоровью другим участникам дорожного движения. К моменту сдачи экзамена эти лица тренируются на площадках, то есть на определенной закрытой территории, где нет большого количества автомобилей. Выезд на проезжую часть с оживленным движением сразу может дезориентировать ученика, вызвать панику, а как следствие, совершение ДТП.
На самом деле такие изменения предлагаются исключительно для облегчения помощи ученикам во время экзамена путем получения взятки. Этим постановлением "гаишники" хотят вернуться к тем временам, когда они собирали средства со всех без исключений водителей за успешный зачет экзамена. Эта инициатива означает полностью обратить реформу прозрачности, законности и верховенства права в правоохранительной системе Украины; скрыть принцип публичности от общественности; вернуть старые методы и схемы работы МРЭО вместо прозрачных сервисных центров.
В такой ситуации общественность уже бьет тревогу. Так, ГО «Центр «Стоп коррупции» уже направила обращения в ряд компетентных структур высших органов государственной власти, Народным депутатам с обоснованием недопущения принятия постановления об упрощении процедуры сдачи экзаменов для получения водительских удостоверений, а также с требованием проведения публичного общественного обсуждения Проекта постановления. Ведь, вместе с принятием этого проекта мы рискуем: жизнью и здоровьем граждан; порождением расцвету коррупции среди правоохранителей; обращение реформы правоохранительной системы; уничтожением основополагающих принципов верховенства права, евроинтеграционных процессов в правоохранительной системе Украины, а это яростное «откат» назад в прошлое. В случае принятия этого постановления без публичного обсуждения общественные организации угрожают пикетами, судами и журналистскими расследованиями. Ведь если государство не хочет обеспечить прозрачность экзаменов, то это вынуждена будет делать общественность.
Способствовать этому Кабинет Министров Украины не имеет права. Это предательство украинского народа и тех ценностей, за которые мы боремся уже 29 лет независимости Украины.