Государственной службой финансового мониторинга Украины, как подразделением финансовой разведки Украины, осуществляются меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В частности, в течение I полугодия 2021 года Госфинмониторингом в правоохранительные органы направлено 568 материалов (из них 364 обобщенных материала и 204 дополнительных обобщенных материала), которые направлены на рассмотрение в:
- органов прокуратуры – 31 материал (из них 25 обобщенных материалов и 6 дополнительных обобщенных материалов);
- органов фискальной службы Украины – 151 материал (из них 91 обобщенный материал и 60 дополнительных обобщенных материалов);
- Национальной полиции Украины – 188 материалов (из них-166 общих материалов и 22 дополнительных обобщенных материала);
Мобилизация без ТЦК: что изменится для военнообязанных
Новогодние каникулы затянутся на месяц: почему школы не готовы к обучению
Снег и морозы до -15°: украинцев предупредили о самой холодной зиме за последние годы
"Раз в год буду отчитываться": Вера Брежнева призналась, как часто 40-летним хочется секса
- Службы безопасности Украины – 125 материалов (из них – 61 обобщенный материал и 64 дополнительных обобщенных материалов);
- Национального антикоррупционного бюро Украины – 56 материалов (из них – 14 обобщенных материалов и 42 дополнительных обобщенных материалов);
- Государственного бюро расследований – 17 материалов (из них – 7 обобщенных материалов и 10 дополнительных обобщенных материалов).
В указанных материалах сумма финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией средств, и с совершением уголовного правонарушения, составляет 50,6 млрд гривен.
Госфинмониторингом уделяется особое внимание расследованию фактов отмывания средств, полученных от коррупционных деяний, хищения и присвоения государственных средств и имущества.
Так, в течение I полугодия 2021 года Госфинмониторингом направлено в правоохранительные органы 85 материалов (18 обобщенных материалов и 67 дополнительных обобщенных материалов), которые связаны с подозрением в коррупционных деяниях, в частности к:
- Национального антикоррупционного бюро Украины – 56 материалов (14 обобщенных материалов и 42 дополнительных обобщенных материала);
- Государственного бюро расследований – 9 материалов (3 обобщенных материала и 6 дополнительных обобщенных материалов);
- Офиса Генерального прокурора – 3 материалы (1 обобщенный материал и 2 дополнительных обобщенных материалов);
- Национальной полиции Украины – 2 дополнительные обобщенные материалы;
- Службы безопасности Украины – 15 дополнительных обобщенных материалов.
В указанных материалах сумма финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией средств, и с совершением уголовного правонарушения, составляет 4,4 млрд гривен.
Также, Госфинмониторингом на постоянной основе уделяется особое внимание анализу подозрительных транзакций, которые имеют признаки налоговых преступлений, в т. ч. из применением механизма «встречных потоков» и «скруток».
Так, в течение I полугодия 2021 года Госфинмониторингом в правоохранительные органы направлено 51 материал (26 обобщенных материалов и 25 дополнительных обобщенных материалов), которые связаны с механизмом проведения "встречных потоков", в частности к:
- органов фискальной службы Украины – 24 материалы;
- Службы безопасности Украины – 26 материалов;
- Государственного бюро расследований – 1 материал.
Общий объем «проконвертированных» средств по этим материалам составляет – 7,6 млрд гривен.
В ходе указанных финансовых расследований Госфинмониторингом остановлены (заблокированы) средства в сумме 68,05 млн гривен.
Согласно законодательству Украины, Госфинмониторинг (как подразделение финансовой разведки) совместно с правоохранительными органами осуществляет мероприятия, направлены на предупреждение и противодействие финансированию террористической деятельности, сепаратизма.
Так, в течение I полугодия 2021 года Госфинмониторингом в правоохранительные органы передано 57 материалов (из них 43 общих материалы и 14 дополнительных обобщенных материалов) относительно финансовых операций лиц, которые в том числе по информации правоохранительных органов, могут быть связаны, с финансированием терроризма / сепаратизма; лиц, которые публично призывают к изменению или свержению конституционного строя или изменению границ территории или государственной границы Украины, а также лиц, к которым применены санкции, с которых:
- 14 материалов (6 обобщенных материалов и 8 обобщенных материалов), которые связаны с осуществлением финансовых операций с участием 7-ми физических лиц и 60-ти юридических лиц включенных в приложения к решений Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенных в действие Указами Президента Украины от 21.06.2018 №176/2018, от 14.12.2020 №564-27т (в редакции решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 28.01.2021, введенного в действие Указом Президента Украины от 28.01.2021 №29/2021), от 02.02.2021 №43/2021, от 19.02.2021 №64/2021, от 03.04.2021 № 140/2021, от 21.04.2021 №169/2021 и от 21.05.2021 №203/2021;
- 17 обобщенных материалов, которые содержали информацию о 69-ти физических лиц, в отношении которых существуют подозрения в причастности к совершению уголовных правонарушений – наемничество, посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины и создание непредвиденных законом военизированных или вооруженных формирований;
- 7 обобщенных материалов, которые связаны с подозрениями в совершении финансовых операций с участием 11-ти физических лиц, возможно причастных к финансированию международных террористических организаций и/или экстремистских групп;
- 19 материалов (13 обобщенных материалов и 6 обобщенных материалов), которые содержали сведения о финансовых операциях 60-ти физических лиц и 22-х юридических лиц, в отношении которых существуют подозрения в терроризме/сепаратизме и его финансировании (в том числе финансирование незаконных вооруженных формирований на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей).
С 57- мы переданных материалов, 14 материалов содержали информацию по выявленным связям с Российской Федерацией.
Указанные материалы направлены в Службу безопасности Украины и офис Генерального прокурора.
С целью повышения эффективности межведомственного сотрудничества, в течение отчетного периода, Госфинмониторингом принимались координационные меры по выполнению соответствующими государственными органами плана действий по совершенствованию национальной системы финансового мониторинга по результатам 5-го раунда оценки Украины Комитетом Совета Европы MONEYVAL (далее – План действий). Так, Госфинмониторингом обеспечено обобщение информации, предоставленной государственными и правоохранительными органами о ходе выполнения Плана действий в 2020 году и направлено сводную информацию в Кабинет Министров Украины.
В дальнейшем, в феврале 2021 года был направлен на рассмотрение комитета экспертов Совета Европы MONEYVAL заполненный вопросник относительно третьего отчета о прогрессе по результатам 5-го раунда оценки Украины Комитетом MONEYVAL. Отчет планируется рассмотреть в рамках «письменной процедуры» в текущем году.
В то же время, в июне 2021 года в формате видеоконференции состоялось одиннадцатое заседание Правительственного совета по вопросам предотвращения и противодействия. На заседании Совета обсуждалось состояние выполнения пунктов Плана действий по совершенствованию национальной системы финансового мониторинга по результатам 5-го раунда оценки Украины Комитетом MONEYVAL, в частности, касающиеся необходимости внесения изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины.
Также, в рамках межведомственного взаимодействия, Госфинмониторингом в январе этого года было подписано межведомственное Соглашение о сотрудничестве между Госфинмониторингом и Комиссией по регулированию азартных игр и лотерей. Целью этого соглашения является налаживание взаимодействия и информационного обмена для предотвращения и противодействия в сфере организации и проведения азартных игр и лотерей.
Кроме того, для большего информирования общественности о национальной системе финансового мониторинга в марте 2021 на официальном веб-сайте Госфинмониторинга было размещено отчет о деятельности службы 2020 года, а в апреле т.г. Председателем Госфинмониторинга Игорем Борисовичем Черкасским был представлен публичный отчет об итогах деятельности Госфинмониторинга 2020 года.
С целью подведения итогов после вступления в силу обновленного Базового Закона (28 апреля 2020 года) Председателем Госфинмониторинга И.Б. Черкасским 28.04.2021 было предоставлено расширенное интервью информационному порталу «Минфин». Во время интервью Игорь Черкасский дал ответы на актуальные антилегализацийни темы, интересующие общественность и профессиональное сообщество.
В рамках законодательных инициатив Госфинмониторинга, Правительством Украины были одобрены основные направления развития национальной системы финансового мониторинга до 2023 года и план мероприятий по их реализации (распоряжение Кабинета Министров Украины № 435-р от 12.05.2021). Указанный план призван имплементировать нормы обновленного Базового Закона и международных стандартов в сфере предотвращения и противодействия.
Также Госфинмониторинг в I полугодии 2021 активно способствовал деятельности Общественного совета при Госфинмониторинга. Так, за этот период было проведено два заседания Общественного совета в режиме видеоконференции, где членов совета были проинформированы о реализации Госфинмониторингом в политики в сфере предотвращения и противодействия.
Вместе с тем, в рамках методологической работы специалистами Госфинмониторинга:
- совместно с государственными регуляторами было подготовлены рекомендации для субъектов первичного финансового мониторинга - небанковских учреждений по представлению с 1 января 2021 информации о прекращении деятельности обособленных подразделений и разъяснения по электронной кабинетов системы финансового мониторинга;
- разъяснение для банковских учреждений по электронной взаимодействия по вопросам финансового мониторинга, в частности файлами типа L (файл-лист)
- по результатам проведенного исследования рисков использования неприбыльных организаций подготовлено обзор на тему «Использование неприбыльных организаций в незаконных целях»;
- с учетом требований Директивы ЕС 2015/843 и 2018/843 по результатам обобщения национального законодательства, лучших международных практик, тематических исследований и нерешенных проблемных вопросов, подготовлено и опубликовано Руководящие указания «Управление деловыми отношениями с политически значимыми лицами».
Также, в рамках образовательной работы, в течение I полугодия 2021 представители Госфинмониторинга приняли участие в 43 образовательных мероприятиях, участие в которых приняли 2326 человек.
По международному сотрудничеству. В период с 26 по 30 апреля 2021 представители Украины под председательством Госфинмониторинга участвовали в заседании Рабочей группы по оценок и 61-м пленарном заседании MONEYVAL, которые, в связи с ограничениями, вызванными пандемией COVID-19 проходили в «гибридном» режиме.
Кроме того, при содействии и согласия Комитета Совета Европы MONEYVAL в период с 22 по 25 июня т.г. представители Госфинмониторинга участвовали в пленарном заседании FATF, которое проходило в онлайн формате. В ходе пленарного заседания рассматривался ряд вопросов, касающихся глобальных мер, принимаемых FATF и его членами в сфере предотвращения и противодействия.
Также, в период с 28 июня по 9 июля 2021 представители Госфинмониторинга участвовали в заседаниях Рабочих групп и 27-м пленарном заседании Эгмонтской группы подразделений финансовой разведки, которые, в связи с ограничениями, вызванными пандемией COVID-19 проходили в онлайн формате.