В период с 23 по 28 июня т.г. Государственная служба финансового мониторинга Украины (по квоте Комитета Совета Европы MONEYVAL и при поддержке проекта Антикоррупционная инициатива ЕС в Украине (EUACI)) приняла участие в очередном Пленарном заседании и заседаниях соответствующих рабочих групп FATF в г. Сингапур (Республика Сингапур).

В ходе Пленарной недели FATF рассмотрен ряд вопросов, касающихся глобальных мер, предпринимаемых FATF и его членами в сфере противодействия отмыванию средств, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения (ПИК/ФТ/ФРЗМЗ).
Важным для Украины было рассмотрение вопроса о дальнейшем применении в РФ санкций за нарушение ею Стандартов FATF, продуцирующих ежедневно возрастающие риски и угрозы ВК/ФТ/ФРЗМЗ.

Согласно официальной информации FATF по результатам Пленарного заседания, остановка членства РФ в FATF остается в силе. В продолжение заявлений, опубликованных с марта 2022 г., FATF повторно подчеркивает, что все юрисдикции должны быть бдительными по поводу текущих и новых рисков обхода мер, предпринятых против РФ с целью защиты международной финансовой системы.

Напоминаем, что по результатам Пленарного заседания в феврале т.г., FATF принято соответствующее Заявление , в соответствии с которым члены FATF с беспокойством отмечают потенциальные риски для международной финансовой системы, включая растущие финансовые связи РФ со странами, на которые распространяются контрмеры FATF. , риски финансирования распространения оружия массового уничтожения (ОМУ), а также злонамеренную киберактивность и атаки программ-требователей. Ввиду серьезности этих рисков многие члены FATF принимают проактивные меры по защите себя и Глобальной финансовой системы.

«FATF призывает все юрисдикции продолжать сохранять бдительность из-за вышеупомянутых рисков. Как и с начала агрессивной войны РФ, члены FATF будут продолжать следить за ситуацией и рисками, угрожающими глобальной финансовой системе. Как приостановленный член FATF, РФ остается ответственной за выполнение своих обязательств по внедрению стандартов FATF.

Популярные статьи сейчас

Выбить дверь и ворваться в дом: кто получил безумные полномочия

Испытание темнотой и холодом: эксперт призвал готовиться

С 1 июля украинцы получат 20 тысяч гривен пенсии, но не все: кому повезет

Потребителям электроэнергии дали 5 дней: что нужно сделать каждому

Показать еще

Также, учитывая вторую годовщину с начала агрессии РФ против Украины, FATF подтвердило свое Заявление опубликованное 24.02.2023 г.».

Один из важных вопросов рассмотренных FATF касался усиления рисков, исходящих от Корейской Народной Демократической Республики (КНДР). Действия КНДР (имеющей стратегическое военное и экономическое партнерство с РФ) имеют прямые признаки нарушений Резолюций Совета Безопасности ООН, а следовательно и соответствующих Рекомендаций FATF. В связи с этим, FATF обнародовала обновленное заявление в котором, учитывая повышенные риски финансирования распространения оружия массового уничтожения (ОМУ), повторила свой призыв применять контрмеры в отношении высокорисковых юрисдикций (КНДР, Иран). В заявлении, в частности, указано:

- FATF постоянно повторяет с 2011 г. необходимость для всех стран надежно реализовывать целевые финансовые санкции в соответствии с Резолюциями СБ ООН и применять такие контрмеры для защиты своих финансовых систем от угроз ВК/ФТ/ФРЗМЗ, происходящих из КНДР:

- прекращение корреспондентских отношений с банками КНДР;
- закрытие любых дочерних компаний или филиалов банков КНДР в своих странах;
- ограничение деловых отношений и финансовых операций с лицами КНДР;

– КНДР увеличила связь с международной финансовой системой, что повышает риски ФРЗМЗ. Это требует большей бдительности и восстановления внедрения и соблюдения этих контрмер против КНДР;
- возможность получать надежную и достоверную информацию для поддержки оценки рисков ФРСМЗ, связанных с КНДР, осложняется недавним прекращением мандата Группы экспертов Комитета ООН 1718. Таким образом, FATF будет контролировать меры по соблюдению целевых финансовых санкций КНДР и внедрению контрмер.
С полным текстом заявления можно ознакомиться по ссылке .

Таким образом, в указанном заявлении FATF прямо указано об (а) увеличении связи КНДР с международной финансовой системой, что повышает риски ФРЗМЗ, а также о (б) недавнем прекращении мандата Группы экспертов Комитета ООН 1718, что затрудняет возможность получать надежную и достоверную информацию для поддержки оценки рисков ФРЗМЗ, связанных с КНДР. Эти два аспекта имеют прямую непосредственную связь с РФ, учитывая многочисленные доказательства растущей кооперации РФ и КНДР, а также ветирование со стороны РФ соответствующей Резолюции СБ ООН по КНДР.

Учитывая указанное, Госфинмониторинг призывает субъектов финансового мониторинга во внимание и строгую реализацию указанного заявления FATF путем соблюдения соответствующих положений Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия.

В рамках текущего заседания FATF, Госфинмониторингом проведено значительное количество двусторонних встреч с делегациями стран-членов FATF и другими участниками Пленума, на которых были обсуждены дальнейшие совместные действия по защите международной финансовой системы в т.ч. от рисков, несущих РФ.
По завершению Пленарного заседания FATF Председатель Государственной службы финансового мониторинга Украины Игорь Черкасский отметил:

Украина продолжает быть активным участником заседаний FATF, контакты с делегациями усиливаются. Следует отметить высокий технический уровень дискуссий относительно рисков, которые несет Россия для Глобальной среды борьбы с финансированием нераспространения, финансированием терроризма и отмыванием средств. Работа будет продолжена.

Россия как остановленный член FATF не должна избегать ответственности за свои действия в рамках Мандата FATF. Наша команда работает над дальнейшими мероприятиями и я благодарю всех коллег на национальном и международном уровне, кто поддерживает эти усилия».

Госфинмониторинг будет продолжать принимать меры с целью реагирования на риски и угрозы, создаваемые РФ в сфере отмывания средств, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения, а также наложение санкций на страну-агрессора.