Генеральный прокурор Украины Руслан Кравченко подвел итоги продолжавшейся последний месяц масштабной ревизии интернатов, реабилитационных центров и приемных семей. Результаты проверок ужасают: за стенами спецучреждений и за закрытыми дверями «примерных» семей месяцами, а то и годами, происходили пытки и пренебрежение элементарными потребностями детей.

Начало без «отписок»

Все началось в начале декабря 2025 года, после визита прокурора в шелтер «Город добра». Тогда он пообещал, что эпоха формальных комиссий и бумажных отчетов закончилась.

«Государство либо защищает детей, либо не имеет права называться ответственным. Никаких отписок и формальных комиссий больше не будет», - заявил тогда Руслан Кравченко.

Для реальной проверки создали 45 групп, в которые вошли полицейские, соцработники и волонтеры. Только за месяц они успели охватить более 26 тысяч детей по всей стране.

Трагедии, которые можно было остановить

Самое страшное в отчете прокурора — осознание того, что дети умирали не мгновенно. Это было медленное угасание под наблюдением взрослых, которые должны помогать.

Популярные статьи сейчас

Света нет, но платить придется: заговорили о повышении тарифов на электричество

Приватизации жилья больше не будет: что делать, чтобы не потерять недвижимость

Украинцы могут получить 2 выплаты уже в этом месяце

Это сигнал уезжать: энергетик подсказал, когда нужно оставить дом без света и тепла

Показать еще

Кравченко привел несколько примеров, от которых стынет кровь:

  • Двухлетний малыш умер в среде, где алкоголь был нормой. Об опасности для ребенка знали все службы, но вмешались только тогда, когда спасать было уже некого.
  • Четырехлетний ребенок погиб от постоянных побоев. Она жила в ежедневном страхе, ожидая помощи, которая так и не пришла вовремя.
  • 11-летний мальчик с инвалидностью умер, потому что ему просто не предоставили медицинскую помощь. Он даже не мог позвать на помощь, а находившиеся рядом просто игнорировали его страдания.
  • Пятеро детей годами жили в условиях концлагеря: без воды, еды и права даже выйти в туалет без разрешения. Попечители каждый день внушали им мысль, что они — никто.

«Самое страшное, что эти смерти детей не были мгновенными. Они продолжались во времени. И каждый из них можно было остановить. Дети погибали от страха, одиночества, полной беззащитности. И от безразличия и жестокости взрослых», – подчеркнул Генеральный прокурор.

Наказание и спасенные жизни

По результатам проверок уже открыто 214 уголовных производств . Большая часть из них — 118 дел — касается именно должностных лиц, у которых была возможность защитить детей, но решили проигнорировать проблему. Еще 96 дел возбуждено против родителей и опекунов.

Главным результатом этой работы стало то, что 94 ребенка удалось спасти . Их изъяли из опасных условий, и сейчас они находятся в безопасности.

Прокурор подчеркнул: будут отвечать все. Не только те, кто избивал или морил голодом, но и те, кто видел это через забор или из соседнего кабинета и молчал.

«Ответственность понесут не только обидчики. Понесут и те, кто знал, видел, имел возможность, но не исполнил свои обязанности», — подытожил Кравченко.

Проверки детских учреждений и семейных форм воспитания продолжаются. Прокуратура обещает довести каждое дело до логического приговора.