Чтобы информация о финансовых потоках стала прозрачной, необходимо провести реформу компании, отказаться от практики кросс-субсидирование, и только потом говорить о повышении тарифов. Такое мнение высказал экономист Борис Кушнирук.
Кризис в Укрзализныце - проблема комплексная. С одной стороны - все годы независимости ее рассматривали как инструмент обогащения, поэтому формируемые доходы неизвестно куда деваются, и никто не может ответить, где они. Вторая проблема - в том, что железнодорожная отрасль нереформированная, причем государство до сих пор не имеет ответа, какую функциональную модель она хочет видеть в УЗ», - пояснил он в эфире телеканала «Украина 24».
По его словам, сейчас Украина намерена построить в железнодорожной отрасли в рыночную систему: в стране уже появились частные грузоперевозчики. Поэтому вопрос функционирования грузовых и пассажирских перевозок нужно рассматривать отдельно, как двух отдельных секторов.
"Причем пассажирские перевозки-это не только о бизнесе, а о социальной функции государства, связанной с обеспечением перевозки граждан по стране. У нас эту систему перевозок целенаправленно уничтожали в течение многих лет, ликвидировали значительную часть маршрутов, которые считают убыточными, но которые являются чрезвычайно важными для социальной функции государства. Поэтому государство должно обеспечить определенное финансирование пассажирских перевозок. В ЕС пассажирские перевозки тоже убыточны. Но есть государственные программы финансирования, и там целый день курсируют поезда, которые обеспечивают перевозку граждан», - подчеркнул Кушнирук.
В Украине же пассажирские перевозки финансирует УЗ из собственного кармана. Так возникает кросс-субсидирование - когда деньги, полученные за прибыльные грузовые перевозки, направляются на убыточные пассажирские. Но такая схема грозит компании необходимостью постоянно повышать тарифы на грузовые перевозки, что является недопустимо для ее дальнейшего развития.
В 2026 году останетесь без квартиры: чье право собственности обжалуют
Уклонистов больше не возьмут на работу: работодателей заставят проверять
В Украине с 1 января введут новые правила расчетов картой
Наказание за банковские карты: украинцев последний раз предупредили
"Повышение тарифов - это путь в никуда. Нужно решить совсем другую проблему, которая кроется в перекрестном субсидировании. Спонсировать пассажирку за счет грузовых перевозок – это тот путь, который уничтожит и грузовые перевозки, и конкурентность экономики в целом, и никак не поможет пассажирскому сектору», - убежден эксперт.
К тому же, повышение тарифов на железнодорожные перевозки приводит к потере железной дорогой своих клиентов, от чего страдает и УЗ, и государство.
"Повышение тарифов провоцирует переход грузоотправителей к частным перевозчикам, из-за чего государство и УЗ теряют средства. К тому же, часть этих грузов идет к автоперевозчикам, и в результате мы теряем дороги. К примеру, аграрным компаниям удобнее нагрузить фуру, при этом допустив значительную перегрузку. А потом эти фуры убивают наши дороги", - резюмировал Кушнирук.
Напомним, Министерство инфраструктуры выступило с предложением повысить тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Согласно проекту, внеклассные грузы предлагают приравнять к грузам 1-го класса, а для 1 и 2 классов тарифы просто повысят на 30% и 15% соответственно.
В свою очередь президент Ассоциации «Укрведтранс», в которую входят операторы грузовых ж/д перевозок, Наталья Петриченко заявила, что повышение тарифов на грузовые перевозки приведет к удорожанию товаров, которые поставляются по железной дороге. А если Укрзализныця не улучшит качество услуг, ее клиенты-грузоотправители будут искать альтернативные виды транспорта для перевозки грузов.